495 744-02-30
499 766-98-13
Эффект присутствия
Генеральный продюсер проекта «Театральная Россия»
Эльмира Щербакова о слезах, эклерах и антрактах
У меня большой опыт организации гастролей российских театров: например, наш фонд (Эльмира Щербакова – президент фонда социальных инициатив «Мир и гармония». – Прим. ред.) впервые за всю историю МХТ им. Чехова привез этот коллектив в Швейцарию. Но это сложно. Во-первых, трудно найти подходящую площадку: скажем, для показа «Последней жертвы» пришлось арендовать оперный театр. Во-вторых, большие расходы: даже для моноспектакля «Контрабас» понадобилось везти команду из 35 человек. Но у меня такая внутренняя позиция – делиться лучшим, поэтому я придумала использовать интернет, чтобы перекинуть театральный мост из обеих столиц во все города России.
Наша команда делает не просто трансляцию, а телеспектакль. В зале работает пять камер. Режиссер монтирует показ в реальном времени, в прямом эфире. Но он заранее отсматривает каждый спектакль и потому знает, в каком порядке чередовать крупные и общие планы. Недавно на презентации в Ульяновске с успехом прошла мхатовская постановка «Юбилей ювелира ». В инале у Олега Павловича Табакова (он исполняет главную роль) слезы наворачиваются на глаза – и вместе с ним у всего зала. Как сказала актриса местного драматического театра, «этими крупными планами вы попали в самое сердце». Кроме того, записи спектаклей пополняют архивы театров – это становится для них дополнительной мотивацией к участию.
На спектакли нашего проекта зрители идут как в настоящий театр – красивые, праздничные. Во Владимире на «Горе от ума» пришли две молодые пары, и ребята были в бабочках. Представляете? С другой стороны, есть публика, совсем не приученная к театру. Иногда приходится объяснять, что такое антракт, чтобы люди по незнанию не уходили после первого отделения.
Но я вижу, что спрос огромный. Когда в Орле показывали «Игру в джин», потрясающий спектакль «Современника» с Гафтом и Ахеджаковой, пришлось приносить стулья: люди буквально на люстрах висели. Две взрослые дамы, элегантно одетые, в колье, простояли все представление и сказали, что Валентина Гафта они могут смотреть стоя хоть целый день.
Мы ломаем барьеры между зрительным залом и экраном. Например, перед началом спектакля разворачиваем камеры в зал, и зрители в кинотеатре видят, как собирается публика в Москве. Поэтому нет ощущения, что это кино. Оно возникает только в последний момент, когда хочется взять цветы, подбежать к сцене и вручить их актерам.
Благодаря «Театральной России» жители 12 российских городов могут на экранах местных кинозалов в онлайн-режиме смотреть
спектакли лучших московских театров: МХТ им. Чехова, «Современника», Театра им. Вахтангова, Театра Наталии Сац и других. Стоимость билета – 100 рублей.
Каждый месяц в рамках проекта транслируется несколько детских и взрослых спектаклей. Расписание можно посмотреть на сайте teatr-pro.ru.
Когда в детстве я впервые попала на балет, то думала только о том, когда же представление закончится и можно будет пойти в буфет, чтобы выпить «Буратино » и съесть эклер. Зато теперь у меня есть культурный багаж, которым я очень дорожу. Хочется, чтобы наш проект прививал детям любовь к искусству и следующие поколения были всесторонне образованными.
Когда мы расширимся, я планирую показывать лучшие спектакли российски театров. Например, в Тульской области ежегодно проводится фестиваль «Песни Бежина луга», посвященный Тургеневу. Почему бы не показать спектакль по Гончарову, поставленный на его родине? А как хорошо было бы сделать месяц «Вишневого сада»: «Современник» с Неёловой, МХТ им. Чехова с Литвиновой и театр из Владимира...
Очень надеюсь, что благодаря нашему проекту в регионах появятся меценаты, которые будут привозить спектакли «живьем» и видеть, как меняется жизнь у них в городе.
Оригинал на 60 стр. по ссылке:
http://webfiles.aeroflot.ru/Aeroflot_January_2016.pdf